Рациональная организация учебно-производственной среды

123456

Рациональная организация производственного обучения предусматривает компоновку оборудования в мастерских по функциональным зонам. В соответствии с основными элементами урока, учебным и технологическим процессом, а также по санитарно-гигиеническим требованиям в учебной мастерской выделяют зоны: инструктажа (рабочее место мастера), основного учебного оборудования (рабочее место учащихся), вспомогательного оборудования и санитарно-бытовую зону. В строительных учебных мастерских помещения дополняются зоной складирования материалов.

Учебно-производственная среда в училищах является одним из основных факторов повышения эффективности производственного обучения. Она включает следующие уровни формирования среды:

- материально-техническое - оборудование, оснащение, технические и компьютерные средства обучения и управления, учебно-наглядные пособия;

- санитарно-гигиенические - освещенность, метеорологические условия, излучение, санитарное состояние помещений и т.п.;

- эстетические - гармоничность светоцветовой композиции, эстетический уровень оборудования, композиционная целостность учебных помещений, экстерьеров зданий и сооружений;

- социально-психологические - сплоченность коллектива, товарищеская взаимопомощь, дисциплина труда, межгрупповые отношения в коллективах.

Эти уровни формирования среды, в которой протекает деятельность работников и учащихся, оказывают существенное влияние на их работоспособность, состояние здоровья и психологический настрой.

При формировании среды также учитывается, что в профессиональном училище учащиеся проводят те годы жизни, когда закладываются основы их интеллектуального и физического развития, приобретается квалификация в основном на всю жизнь. В этих условиях становления личности среда призвана способствовать общему и эстетическому воспитанию рабочей смены. Повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных условий среды, свойственная подросткам, недостаточно быстрая их адаптация к новым условиям труда, обучения и жизнедеятельности вызывают необходимость в организации преемственности среды по схеме «школа - училище - производство».

Условия среды могут быть комфортные, некомфортные и невыносимые:

- комфортные условия обеспечивают нормальную жизнедеятельность всех элементов среды;

- некомфортные - один из элементов при этом существенно отклоняется от нормы;

- невыносимые - в этих условиях человек не может существовать без специального защитного оснащения, изолирующего организм от внешней среды.

Основой для проектирования и организации среды являются санитарные нормы проектирования промышленных предприятий, «методические рекомендации по совершенствованию условий обучения и воспитания учащихся в средних профтехучилищах» и другие документы.



Основные производственно-технические требования к планировке учебных мастерских

Устройство мастерских подчиняется также учебно-вспомогательным целям. Площади, подбор и расстановка оборудования определяются главным образом необходимостью обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков по всем основным видам работ, предусмотренным учебными программами. Принимаются в расчет решения, позволяющие по мере необходимости без значительных материальных затрат проводить перепланировку и переоборудование помещений.

Планировка учебных мастерских предусматривает наиболее рациональное размещение и компоновку по функциональным признакам оборудования, технологической и организационно-технической оснастки (оргтехоснастки), микропроцессорной техники, инвентаря, инженерных сетей и средств производственного обучения. Планировочные решения производятся с таким расчетом, чтобы они обеспечивали фронтальность обучения и осуществление на практике принципов операционно-комплексной системы.

Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м3, а минимальная площадь на одно рабочее место - 4,5 м2.

Кроме специализированных отдельных мастерских в состав производственно-вспомогательных помещений учебных мастерских входят:

- производственный участок (по отраслевым нормативам);

- инструментально-раздаточная кладовая площадью из расчета 0,05 м2 на одного учащегося, но не менее 15 м2;

- склад инструментов, равный по площади инструментально-раздаточной кладовой;

- заточное отделение (по отраслевым нормативам);

- отдел технического контроля площадью 0,04 м2 на одного учащегося;

- ремонтная мастерская (по отраслевым нормативам);

- складские помещения площадью 0,2 - 0,3 м2 на одно станочное место.

В здании учебных мастерских предусматриваются также санитарно-бытовые помещения и устройства: комнаты отдыха, гардеробные, душевые, умывальники, уборные. Площади гардеробных для хранения верхней одежды принимаются из расчета не менее 0,15 м2, а для хранения домашней и рабочей одежды - 0,12 м2 на одного учащегося. Площадь душевых и умывальных принимается на общее количество учащихся в смене (потоке) из расчета одна сетка на 15 учащихся и один кран на 30 учащихся.

Помимо названных помещений в учебных мастерских устраиваются вестибюли, комнаты мастеров, технические кабинеты и административно-служебные помещения в соответствии с конкретной архитектурно-планировочной и организационной структурой всего комплекса училища. Планировка отдельно взятой специализированной учебной мастерской должна учитывать:

1. Требования перечней (паспортов) оборудования, приспособлений, инструментов и инвентаря для оснащения учебных мастерских (при этом следует ориентироваться на типовые нормативы, утвержденные Госпрофобром).

2. Экономное использование и соответствие площадей мастерских строительным нормам и правилам (СНиП).

3. Требования положений технологического проектирования предприятий, соответствующих отраслей народного хозяйства с учетом установки оборудования, используемого для учебных целей.

4. Нормативы по планировке и комплексному созданию оптимальных условий комфорта учебно-производственной среды.

5. Размещение специализированных учебных мастерских по принципу прямоточности технологических процессов изготовления продукции.

6. Оснащение рабочих мест оргтехоснасткой и производственной мебелью на принципиально новой основе из унифицированных элементов.

7. Особенности размещения оборудования, возможности его перемещения при изготовлении новой продукции, изменении учебной программы или технологического процесса.

8. Создание резерва учебного оборудования для обеспечения планово-предупредительного ремонта и замены его в аварийных ситуациях (1-3 единицы на каждую мастерскую).

9. Зону досягаемости рук учащихся в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Оборудование в учебной мастерской размещают так, чтобы обеспечивался доступ к разнообразным средствам информации.

Средства информации и стенды наглядной агитации рекомендуется размещать компактно, с тем, чтобы оставить место для творческих работ учащихся.

Все основные средства информации в целях уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей по возможности развешиваются на стене, противоположной рабочему месту мастера. Верхний край этих средств размещается не выше 1,75 м от пола.

Несоответствие среды нормативам отрицательно влияет на учащихся и работников, снижает производительность труда, а при длительности воздействия приводит к различным профессиональным заболеваниям.

Учебные мастерские рекомендуется располагать в просторных сухих помещениях с высотой потолков не менее 3,25 м. Стены помещения должны быть гладкими, потолки - горизонтальными, полы - теплыми, прочными, нескользкими, удобными для очистки и уборки, огнестойкими, водонепроницаемыми, малой теплопроводности, малой стираемости, звукопоглощаемыми. Наиболее удовлетворяют этим требованиям ксилолит, разновидности асфальта. Покрытие полов метлахской плиткой, цементом и другими подобными материалами исключается.

Общая площадь учебной мастерской определяется необходимостью обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности.

Большое влияние на создание комфортной среды производственного обучения оказывает освещенность в учебной мастерской. Недостаточность освещения, как показывают исследования гигиенистов, отрицательно сказывается на изменении зрительных функций: человек угнетен, быстро устает, работоспособность его падает. Преждевременное зрительное утомление, увеличение брака в работе, а подчас травматизм - естественные последствия плохого освещения. С другой стороны, излишняя освещенность, слепящий и мигающий свет, также отрицательно воздействуют на зрение и психику, на состояние сердечно-сосудистой системы подростка. И только достаточное, равномерное освещение вызывает положительные эмоции у учащихся, способствуют поддержанию высокой работоспособности. Степень освещенности учебных мастерских определяется двумя источниками света - естественным и искусственным. При включении искусственного освещения в средней полосе РФ руководствуются осветительным календарем. Гигиенисты рекомендуют включать искусственное освещение, если на улице уже недостаточно светло и сумеречно, руководствуясь правилом, что для глаз вредно слабое, а не смешанное освещение. Освещение рабочих мест должно соответствовать нормативам. При местном освещении свет не должен слепить глаза, тень не должна падать на отрабатываемую поверхность.

Достаточность естественного освещения достигается необходимым размером светопроемов, качеством и чистотой стекол, цветовой отделкой помещений, их систематической уборкой, особенно оконных проемов. Для помещений с односторонним освещением глубина мастерской (расстояние самого отдаленного рабочего места от окна) не должна быть больше двойного расстояния от верхнего края окна до пола. Нижний край окна принимается не выше 80 см от пола. Световой коэффициент, т.е. отношение застекленной площади окон к площади пола должен быть не ниже 1:4, 1:5. Наиболее рациональным способом устройства естественного освещения является сочетание освещения через световые проемы в стенах (боковое) и световые проемы в перекрытии (верхнее). Для защиты от прямых попаданий солнечных лучей к окнам прикладываются козырьки, шторы и т.п. Потолок и стены мастерской, оборудование и инвентарь окрашиваются в светлые тона, что повышает освещенность помещения примерно на 30-40%.

При недостаточности естественного освещения применяется смешанное (естественное + искусственное). Искусственные источники света в зависимости от способа освещения рабочей зоны подразделяются на источники прямого света, источники отраженного света (свет отражается от потолка), источники рассеянного света (лампа помещена в матовый рефлектор). Наибольшую комфортность дает применение источников рассеянного света. В качестве источников света при искусственном освещении применяются лампы накаливания или люминесцентные лампы рассеянного света.

Часто наряду с общим освещением на рабочем месте учащегося устанавливается дополнительное (местное) освещение. Дополнительным освещением следует пользоваться только одновременно с общим. Светильники местного освещения обязательно снабжаются отражателями из непрозрачного материала. Напряжение для таких светильников должно быть, как правило, не свыше 42В.

Окраска помещений должна отвечать современным требованиям технической эстетики и гигиены. Стены и панели рекомендуется окрашивать в желтовато-зеленые цвета, на фоне которых хорошо различимы приборы, приспособления. Оборудование и инвентарь мастерской следует окрашивать в цвета, которые увеличивают освещенность, снижают утомляемость, создают контрастность подвижных и неподвижных частей механизмов с особым выделением опасных мест.

Правильно выбранные цвета окраски элементов помещения, оборудования и оснащения мастерской способствует производительному труду, не отвлекают внимание резкими, насыщенными тонами. Признаны нерациональными красные и оранжевые цвета способствующие усталости. Угнетающе влияет на психику фиолетовая часть спектра. Зона оптимальных цветов - спектр голубых, зеленых и желтых тонов - наиболее приемлема для интерьеров учебных мастерских .

При организации и обеспечении нормального функционирования учебной мастерской необходимо создавать оптимальную комфортность условий работы учащихся в ней. Температурный режим должен поддерживаться в пределах не ниже 14-160 зимой, не свыше 16-200 летом. Относительная влажность в том и в другом случае 40-60%. Особое внимание следует уделить на запыленность учебных мастерских. ее необходимо доводить до минимальных показателей: все виды пыли (кроме кварцевых и абразивных) - не более 10 мг/м3. Воздухообмен (дозированный) - 20 м3 в час на 1 учащегося. Такой воздухообмен обеспечивается или приточно-вытяжной вентиляцией, или через форточки и фрамугу, общая площадь которых должна составлять не менее 1/50 площади пола мастерской. Уровень шума - не более 70 дБ .

Учебные мастерские должны соответствовать требованиям безопасности труда, пожарной безопасности. Огне- и взрывоопасные отделения отделяются от других помещений мастерской капитальной стеной. Размеры дверей, проходы определяются с условием оперативной эвакуации учащихся на случай пожара. Недопустимо устанавливать в учебных мастерских устаревшее оборудование, так как это неизбежно приводит к снижению качества подготовки рабочей смены.

В учебных мастерских особое внимание уделяется ограждению опасных зон, т.е. пространств, в которых постоянно действуют или периодически возникают опасные ситуации для жизни и здоровья человека. В целях пожарной безопасности при планировке мастерских предусматривается два выхода, широкие проходы и двери. Важное значение придается озеленению интерьера мастерских. Этот фактор оказывает положительное психологическое влияние на учащихся. Доказано, что наиболее рационально создавать зеленые уголки, а не размещать зелень у рабочих мест. Учитывается, что зелень не должна затруднять движение внутриучилищного транспорта и перемещение материалов. Оборудование, источником которого является повышенный уровень шума, вибрации или загрязнение атмосферного воздуха снабжается вытяжной вентиляцией и устанавливается в отдельных кабинах или боксах в некоторой отдаленности от рабочих мест учащихся и мастера

Мастерские обеспечиваются необходимыми средствами пожаротушения. Также обеспечиваются доброкачественной питьевой водой, всеми необходимыми средствами и материалами для оказания первой доврачебной помощи.



5325180659200505.html
5325214542116123.html
    PR.RU™