ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА ОСНОВЕ СТАТЬИ ПО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ

В отличие от типа занятия, обучающего устному высказыванию на основе текста, в данном типе занятия обучение чтению (ознакомительному и поисковому) и говорению выступает в качестве двух равноправных целей. Это обусловливает, с одной стороны, больший объем текста, а с другой стороны, некоторые типологические особенности структуры занятия.

Во-первых, наличие большого по объему текста и осознание репродуктивной цели предполагает задания, связанные с поиском информации по отдельным вопросам, стимулирующим объяснительное высказывание. С этим тесно связана вторая особенность: наличие заданий в объяснении сути некоторых терминов или в интерпретации метафорических оборотов. Третьей особенностью является тот факт, что актуальность проблем, содержащихся в текстах по общественно-политической тематике, требует привлечения новейшего материала. Отсюда возникает необходимость в заданиях, направленных на передачу материала статей на родном языке. А этот факт, в свою очередь, требует привлечения заданий, обеспечивающих готовность механизма упреждающего синтеза (как, например, задание на парафраз). Кроме того, учитывая, что нашей задачей является подготовка специалистов, умеющих воздействовать на аудиторию не только фактами, но и эмоционально, желательно подключать задания, обучающие устанавливать связи между объективными фактами и их образным осмыслением. Это могут быть задания, связанные с трактовкой стихотворных отрывков, цитат из прозаических художественных произведений, пословиц и поговорок, картин и т. п.

И, наконец, в зависимости от того, вырабатываем ли мы на данном занятии умения объяснять или умения полемизировать, выбирается способ проведения речевых заданий. В первом случае предпочтение отдается монологической форме высказываний, во втором же предпочтительнее диалог или общегрупповая дискуссия.

Таким образом, несмотря на то, что конкретное содержание и проблематика подобных занятий быстро устаревают, они обладают типологическими особенностями, которые могут быть перенесены на более актуальный материал.

Цель данного занятия - развитие умений чтения и объяснительного монологического высказывания, а именно: умения отбирать и группировать факты по проблемам, а также использовать художественный текст как способ повышения эффективности воздействия на аудиторию. Ведущие операции - выбор (отбор), сопоставление, принятие смыслового решения, структурирование. Нижеприведенное занятие проводилось на V курсе языкового вуза и было рассчитано на два часа.


5306599083187693.html
5306624217869847.html
    PR.RU™